diviola (diviola) wrote,
diviola
diviola

Categories:

О современной постановке барочных опер (впечатления)

Посмотрела оперу "Юлий Цезарь в Египте" Генделя (1724 г.) в постановке Королевской Датской оперы 2002 г. и сильно впечатлилась.



Андреас Шолль (куда ж без него) поет Цезаря (бордовый, в берете), лысенький в камуфляже - это египетский военачальник Акилла, а девочка в мужском костюме изображает мальчика - Секста, сына убитого Акиллой Помпея. Ария называется "Empio, diro, tu sei", в ней Цезарь ругает Акиллу за то, что тот принес ему голову Помпея и этим все испортил: Цезарь хотел Помпея помиловать и отпустить к жене Корнелии и сыну Сексту.
Вот вам завязка барочной оперы. Понятно, что дальше будет месть, кровища, борьба за власть и, конечно, любовь.


Знаменитый дуэт Цезаря "Se in fiorito ameno prato" со скрипкой, где он поет о смятении чувств, сраженный красотой Клеопатры. Меня поразило, насколько музыканты на сцене свободны - общаются с залом и друг с другом, вот уж воистину смахнули вековую пыль с оперы.


Апофеоз. Все переоделись, Цезарь с Клеопатрой поют любовный дуэт "Caro... Bella", хор поет песнь про счастье и все выходят на поклоны (Птолемей оживает, а его убийца Секст пугает его окровавленными руками:)) Наконец можно рассмотреть минималистичные декорации с легким налетом "египетскости", Клеопатра садится на золотой стульчик a la из гробницы Тутанхамона (а до этого фигурировала кушетка-рекамье в  сцене со скрипкой - тут я передаю привет моей дорогой la_gatta_ciara, вспоминая о совместных лекциях про Египет и сериале "Рим":).

Понятно, что либретто барочных опер страшно далеки от нашей современной жизни - античные и пвсевдоисторические сюжеты, всеми забытые персонажи, эмоциональное переигрывание и прочий тлен, пыль и суета, заснешь не дочитав. Однако музыка этих опер так хороша, что умершую барочную оперу пытались всячески реанимировать на всем протяжении XX века и сейчас мы наблюдаем новый всплеск интереса к ней. Если 20 лет назад генделевские оперы пытались адаптировать к уху современного слушателя, заменяя партии кастратов на теноров или баритонов, то сейчас все по-настоящему: все поют, как было положено 300 лет назад, в оркестре наличествуют аутентичные инструменты, а вот сценография становится до удивления модернизированной, чтобы не скучно было смотреть.

Мне лично сначала было очень весело видеть Цезаря в камуфляже, но потом я втянулась:) А вам как, понравилось?
Tags: Андреас Шолль, Гендель, барокко, опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments